Павел Николаевич Орленев (настоящая фамилия — Орлов). Родился 22 февраля (6 марта) 1869 года в Москве — умер 31 августа 1932 года в Москве. Русский актер театра и кино. Народный артист Республики (1926).
Павел Орлов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1869 года в Москве.
Отец — Николай Тихонович Орлов, московский купец.
Учился во 2-й московской гимназии. В декабре 1881 года втайне от родителей, которые не одобряли его увлечения театром — хотя отец был увлечен театром и даже был членом артистического кружка — сыграл свою первую роль: брата невесты в драматическом представлении «Русская свадьба в исходе XVI века» П.П. Сухонина.
Из гимназии он был вскоре исключен и в 1885 году поступил в драматическую школу театрального училища при московском Малом театре, где преподавали И. А. Правдин и Г. Н. Федотова.
В 1886 году впервые выступил на сцене Малого театра в роли Капитоши в пьесе «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма. Летом театральная школа, после смерти А. Н. Островского, закрылась. Но Павлу удалось устроиться в театр в Вологду.
С 1886 по 1891 год он играл в провинциальных театрах — Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону.
В 1893-1895 годах играл в московском Театре Корша.
В 1895-1900 годах по приглашению А. Суворина играл в Театре Литературно-художественного общества в Петербурге (Петербургском малом театре).
Для работы на сцене сменил фамилию с Орлов на Орленев.
Он начинал с водевильных и характерных ролей, амплуа комического простака. Трагедийное дарование Орленева раскрыла сыгранная в 1898 году роль царя Федора Иоанновича (это было первое исполнение роли на сцене) в пьесе «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого: актер создал образ честного человека, который не может ни смириться с условиями жизни, ни преодолеть их.
Царь Федор Иоаннович и многие другие образы, созданные Орленевым (Раскольников, Дмитрий Карамазов, Освальд), вошли в историю русского театра. Орленев стал в сущности родоначальником амплуа «неврастеников» в русском театре.
Его актерская манера была основана на обостренных личных переживаниях, психологическом натурализме, подчеркнутом трагизме, двойственности. Трагедию Раскольникова актер увидел в том, что «параллельно с крахом идеи Раскольникова, униженного бессмыслицей своей дерзкости, происходит его нравственный рост». Дмитрий Карамазов в его трактовке представал человеком раздираемым страстями: нервное подвижное лицо, слегка тронутое гримом, выражало усталость, разочарованность и только изредка сменялось выражением какой-то бесшабашной удали; голос несколько сипловатый, с кое-где выскакивающими истерическими нотами, дополнял картину душевного разлада, который шел внутри персонажа.
Сочетанием бунта и смятения привлекла его и роль Сольнеса в драме Г. Ибсена «Строитель Сольнес». «Он не соглашался с современной критикой, называвшей этого «ибсеновского эгоиста» великим дерзателем. Несомненно, что Сольнес как личность подымается над средним уровнем, но как далек он от брандтовского титанизма».
В 1900 году Орленев внезапно покинул труппу Суворинского театра. Гастролировал с антрепризами в разных городах России.
Павел Орленев возглавил собственную труппу, гастролировал по России и Европе (Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии), а также США. В 1906 году он построил крестьянский театр в Сызранском уезде, организует здесь и позднее в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян.
Театральные работы Павла Орленева:
- «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма — Капитоша;
- «С места в карьер» Д. А. Мансфельда — Сапожный подмастерье;
- «Школьная пара» Е. М. Бабецкого — Степан;
- «Невпопад» А. Людвигова-Маевского — Федор Слезкин;
- «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Вово;
- «Сверчок» М. де Вальдене и А. Кейзера — Дидье;
- «Лес» А. Н. Островского — Теренька;
- «Трильби» Г. Ге — Жакко;
- «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — царь Федор Иоаннович;
- «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому — Раскольников;
- «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Дмитрий Карамазов;
- «Привидения» Г. Ибсена — Освальд;
- «Тетка Чарлея» Б. Томаса — Лорд Френкерт Баверлей;
- «Строитель Сольнес» Г. Ибсена — Сольнес;
- «Бетховен» М. Я. Жижмора — Бетховен;
- «Лорензаччо» А. Мюссе — Лорензаччо;
- «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Арнольд;
- «Бранд» Г. Ибсена — Бранд;
- «На дне» М. Горького — Актер;
- «Макбет» У. Шекспира — Макбет;
- «Царь Дмитрий Самозванец» А. С. Суворина — Дмитрий;
- «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Федор;
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков;
- «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
- «Отцы и дети» по И. С. Тургеневу — Аркадий;
- «Орленок» Э. Ростана — Герцог Рейхштадский;
- «Павел I» Д. Мережковского — Павел I;
- «Евреи» Е. Н. Чирикова — Нахман;
- «Горе-злосчастье» В. А. Крылова — Рожнов.
В 1913-1915 годах снимался в кино.
Орленев оставил мемуары «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим» (первое издание — 1931 год).
В 1926 году в числе первых получил звание Народный артист Республики.
Павел Орленев умер 31 августа 1932 года в Москве.
Личная жизнь Павла Орленева:
У него был бурный роман с Аллой Назимовой (Alla Nazimova, настоящее имя — Марем-Идес (Аделаида Яковлевна) Левентон; 1879-1945), русской, затем американской актрисой театра и кино.
Павел Орленев и Алла Назимова встретились в конце 1900 года в Костроме в труппе Д.А. Бельского. Орленев сразу влюбился в нее. Они вместе играли на сцене. Назимова по решению Орленева сыграла роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых».
В 1904 году в составе театральной труппы они отправились на гастроли в Европу, где с блеском играли на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Аллу, и вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В феврале 1905 года Назимова и Орленев уехали в Америку и провели на гастролях полтора года, представив публике классические постановки «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Евреи» по пьесе Чирикова, спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена. Менеджером труппы в этом турне была известная анархистка Эмма Гольдман.
Они были вместе несколько лет, потом их пути разошлись — она осталась в Америке, а он вернулся в Россию. Русский актер А.А. Мгебров, друг Орленева, вспоминал: «Алла Назимова была, быть может, единственной женщиной в жизни Орленева, которую он действительно глубоко любил. Из нее создал актрису».
Павел Орленев и Алла Назимова
Фильмография Павла Орленева:
1913 — Преступление и наказание — Раскольников
1914 — Царь Федор Иоаннович — царь Федор Иоаннович
1915 — Привидения — Освальд
1915 — Бранд — Бранд
1915 — Братья Карамазовы
Библиография Павла Орленева:
1961 — Жизнь и творчество русского актера П.Н. Орленева, написанные им самим