Пол Муни (Paul Muni), урожденный Мешилем Мейер Вайзенфройнд (Meshilem Meier Weisenfreund). Родился 22 сентября 1895 года в Лемберге (ныне Львов) Австро-Венгерской империи — умер 25 августа 1967 года в Монтесито, США. Американский актер театра и кино. Лауреат премии «Оскар» (1937).
Мешилем Мейер Вайзенфройнд, ставший известным как Пол Муни, родился 22 сентября 1895 года в Австро-Венгерской империи — в городе Лемберг (ныне Львов).
Родители — Натан и Салли Вайзенфройнд, были актерами еврейского театра, спектакли которого проходили на идише.
В 1900 году его родители переехали в Лондон, а через два года эмигрировали в Америку, где сначала жили в Кливленде, а затем в 1908 году поселились в Чикаго. Муни дебютировал на сцене еврейского театра в 1907 году в возрасте двенадцати лет, сыграв 80-летнего старика в пьесе «Два трупа на завтрак». В то время он был известен под своим уменьшительным именем Муни Вайзенфрайнд.
Вскоре им заинтересовался Морис Шварц, директор Еврейского художественного театра (Yiddish Art Theater) на Второй авеню Манхеттена, и подписал с юным актером контракт.
В 1926 году Муни дебютировал на Бродвее в постановке «Мы — американцы».
Пол Муни в кино
В 1929 году, когда актеру было уже тридцать четыре года, кинокомпания Fox Studios предложила ему контракт, и в том же году Муни снялся в двух фильмах — драме «Храбрец» и мелодраме «Семь лиц». Несмотря на то, что за роль в «Храбреце» он получил номинацию на премию «Оскар», киноиндустрия разочаровала Муни, и он вернулся на сцену театра.
В 1932 году Муни вновь появился на киноэкране (незадолго до этого его рассматривали на роль Дракулы, но актер отказался). В паре с Энн Дворак он снялся в фильме «Лицо со шрамом», а затем в криминальном фильме «Я — беглый каторжник», за который снова был номинирован на «Оскар».
Гангстерская драма «Лицо со шрамом», снятая незадолго до принятия кодекса Хейса, послужила эталоном для последующих картин данного жанра. Сценарий Бена Хехта по одноимённому роману Армитэджа Трэйла. Продюсерами выступили режиссёр Говард Хоукс и предприниматель Говард Хьюз. Это один из обоймы фильмов, которыми Голливуд откликнулся на разгул преступности в годы Великой депрессии. Прототипом главного героя был знаменитый гангстер Аль Капоне. В 1983 году Брайан Де Пальма поставил одноимённый ремейк фильма с Аль Пачино в главной роли.
Пол Муни в фильме «Лицо со шрамом»
После этого на одаренного актера обратили внимание продюсеры из Warner Bros. и подписали с Муни долгосрочный контракт, по условиям которого актер имел право принимать сценарии по своему усмотрению и получал по 50 тысяч долларов за фильм.
После драмы 1933 года «Мир меняется» и комедии 1934 года «Привет, Нелли!» кинокарьера Муни стала развиваться быстрыми темпами.
В 1935 году вышло сразу четыре фильма с его участием — фильм-нуар «Город на границе», в котором он играл в паре с Бетт Дейвис), криминальные драмы «Черная ярость» и «Доктор Сократ», а также фильм-биография Уильяма Дитерле «Повесть о Луи Пастере», где Муни исполнил роль прославленного французского микробиолога и химика Луи Пастера и был удостоен за ее блестящее исполнение премии «Оскар» и награды Венецианского кинофестиваля.
В 1938 году Муни был вновь номинирован на «Оскар» — на этот раз за исполнение роли французского писателя-классика Эмиля Золя в картине «Жизнь Эмиля Золя». В 1939 году вышла еще одна картина-биография с участием Муни — мелодрама «Хуарес» о жизни мексиканского национального героя Бенито Хуареса, где в паре с актером снова играла Бетт Дейвис.
Пол Муни в фильме «Жизнь Эмиля Золя»
19 июля 1940 года закончился контракт Муни с Warner Bros. Далее он продолжал играть в театре и время от времени снимался в кино. В 1940-х годах вышло всего пять фильмов с его участием.
В 1950-х годах он снимался на телевидении, а в 1955 году получил премию «Тони» за исполнение роли Генри Драммонда в спектакле «Пожнешь бурю» (Inherit the Wind). В том же году у актера обнаружили опухоль около глаза, и летом он перенес операцию по ампутации глаза.
В 1959 году в прокат вышел последний фильм с участием Муни — драма Дэниэла Манна «Последний рассерженный человек», — за роль в котором он получил шестую номинацию на премию «Оскар». После этого Муни ушел из кино и 25 августа 1967 года скончался на семьдесят втором году жизни. Похоронен на кладбище Hollywood Forever в Лос-Анджелесе.
Актер был удостоен звезды на голливудской «Аллее славы».
Рост Пола Муни: 175 сантиметров.
Личная жизнь Пола Муни:
Жена — Белла Муни (урожденная Финкель), еврейская театральная актриса, сестра бродвейского режиссера Эйба Финкеля, дочь антрепренера Мориса Финкеля. Поженились в 1921 году и прожили в браке до конца жизни.
Муни высоко ценил мнение жены и переснимал сцены, если Белле казалось, что дубль получился неудачным.
Актер был известен своими эксцентрическими привычками. Между дублями Муни играл на скрипке, чтобы успокоить нервы, и панически боялся одежды красного цвета (ходит легенда, что иронизируя над страхом партнера по площадке фильма «Ангел на моем плече», игравший черта Клод Рейнс нарочно надевал темно-красный костюм, который впоследствии был представлен на афише фильма). Он был очень стеснительным по характеру и кроме того настороженно относился к незнакомым людям, в разговоре с которыми предпочитал молчать или обходиться несколькими короткими фразами.
Фильмография Пола Муни:
1929 — Семь лиц (Seven Faces) — папа Чибу / Диаблеро / Вилли Смит / Франц Шуберт / Дон Жуан / Джо Ганс / Наполеон
1929 — Храбрец (The Valiant) — Джеймс Дайк
1932 — Я — беглый каторжник (I Am a Fugitive from a Chain Gang) — Джеймс Аллен
1932 — Лицо со шрамом (Scarface) — Тони Камонте
1935 — Черная ярость (Black Fury) — Джо Радек
1935 — Город на границе (Bordertown) — Джонни Рамирес
1936 — Повесть о Луи Пастере (Story of Louis Pasteur, The) — Луи Пастер
1937 — Жизнь Эмиля Золя (Life of Emile Zola, The) — Эмиль Золя
1937 — Женщина, которую я люблю (Woman I Love, The)
1937 — Добрая земля (Good Earth, The) — Ванг Лунг
1939 — Хуарес (Juarez) — Бенито Хуарес
1939 — Мы не одиноки (We Are Not Alone)
1942 — Коммандос атакуют на рассвете (Commandos Strike at Dawn) — Эрик Торесен
1944 — Песня на память (Song to Remember, A)
1946 — Ангел на моем плече (Angel on My Shoulder) — Эдди Кэйгл / судья Фредерик Паркер
1952 — Незнакомец на прогулке (Stranger on the Prowl / Imbarco a mezzanotte)
1958 — Театр-90 (Playhouse 90) — Сэм Арлен
1959 — Последний разгневанный человек (Last Angry Man, The) — Сэм Абельман, доктор
Награды:
1936 — Премия Венецианского кинофестиваля — лучшая мужская роль, за фильм «Повесть о Луи Пастере»;
1937 — Премия «Оскар» — лучшая мужская роль, за фильм «Повесть о Луи Пастере»;
1937 — Премия Общества кинокритиков Нью-Йорка — лучшая мужская роль, за фильм «Жизнь Эмиля Золя»;
1960 — Премия Кинофестиваля в Мар-дель-Плата — лучшая мужская роль, за фильм «Последний рассерженный человек».
Пол Муни пять раз номинировался на получение премии «Оскар» за лучшую мужскую роль:
1930 — за фильм «Храбрец»;
1934 — за фильм «Я — беглый каторжник»;
1936 — за фильм «Черная ярость»;
1938 — за фильм «Жизнь Эмиля Золя»;
1960 — за фильм «Последний рассерженный человек».