Тенгиз Евгеньевич Абуладзе (груз. თენგიზ ევგენის ძე აბულაძე). Родился 31 января 1924 года в Кутаиси — умер 6 марта 1994 года в Тбилиси. Советский и грузинский кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист Грузинской ССР (1966). Народный артист СССР (1980).
Тенгиз Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси. По другим данным, родился 1 января 1925 года.
Отец — Евгений Моисеевич Абуладзе, врач.
Мать — Александра Яковлевна Абуладзе, экономист, но занималась домашним хозяйством.
Окончил железнодорожный техникум.
В 1946 году окончил Тбилисский театральный институт. Его преподавателями были Г.А. Товстоногов и Д.А. Алексидзе.
В 1953 году окончил ВГИК, мастерская Сергея Юткевича. Во ВГИКе занимался также у С.М. Эйзенштейна, Л.В. Кулешова, А.С. Хохловой, А.П. Довженко. Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижере Дмитрии Аракишвили.
С 1953 года — режиссер киностудии «Грузия-фильм».
В 1955 году совместно с Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма режиссер изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Режиссер объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю. В 1956 году фильм был удостоен Специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», став первой за долгое время советской картиной, получившей признание на крупном западном кинофестивале.
Его вторая работа — бытовая драма «Чужие дети». Она была создана в 1958 году под впечатлением от газетного очерка Н. Александровой, опубликованного в «Комсомольской правде», при этом режиссер перенес события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы режиссер отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им кинорежиссеров М. Антониони и Ф. Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссера. Фильм также был удостоен почетных наград на международных кинофестивалях.
В 1962 году Абуладзе снял комедию «Я, бабушка, Илико и Илларион», это экранизация одноименного романа Нодара Думбадзе. Фильм вышел в широкий прокат и принес режиссеру всесоюзную популярность. Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа.
В 1960-х режиссер замыслил фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани. В главной роли он видел Серго Закариадзе. Режиссер обращался за санкцией на съемки фильма в Госкино, но не получил разрешения.
В 1967 году снял фильм «Мольба» по произведениям Важи Пшавела (поэмы «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»). В нем он соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов, притчу о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом, и философские интермедии. Режиссер считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния». Фильм «Мольба» почти не демонстрировался в кинотеатрах в СССР, но в 1973 году получил Гран-при МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Италия).
В фильме 1971 года «Ожерелье для моей любимой» по повести Ахмедхана Абу-Бакара режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме.
С 1974 года преподавал в Тбилисском театральном институте. Он был одним из инициаторов создания в институте кинофакультета, где вел курс кинорежиссуры. Среди его учеников Темур Баблуани, Н. Джанелидзе. С этого же года он — первый художественный руководитель творческого объединения киностудии «Грузия-фильм».
С 1976 года — секретарь правления Союза кинематографистов Грузии.
В 1977 году закончил работу над фильмом «Древо желания» по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Фильм повествует о судьбе двух влюбленных в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенские старейшины хотят выдать Мариту за богача, и когда они застигают влюбленных вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя ее через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принес ему успех и в СССР, и за рубежом, был показан на многих кинофестивалях, где завоевал почетные награды. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты.
В 1978 году, возвращаясь из Еревана с показа «Древа желания», Тенгиз Абуладзе попал в автокатастрофу. Его шофер погиб, а он сам получил тяжелые травмы и несколько месяцев лечился.
Член КПСС с 1978 года.
Самым значительным его произведением стала картина «Покаяние». Фабулу «Покаяния» Абуладзе нашел лет за 20 до того, как взялся за картину. Ему рассказали историю, как в Мингрелии в 1937-м некий возжелавший чужой жены чекист решил проблему просто: отправил в лагерь ее мужа. Когда негодяй умер, кто-то изо дня в день стал выкапывать из могилы его труп и стоймя прислонял к воротам дома родственников. Власти проследили, кто совершает столь неслыханное кощунство, и поймали мстившего за горе и позор сына несчастных лагерника и наложницы чекиста.
В центре повествования картины — история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Режиссер придал Варламу узнаваемые черты А. Гитлера, Б. Муссолини и Л. Берии. После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, расстрелянного в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.
Фильм «Покаяние» был снят еще в 1984 году, но лег «на полку». В конце 1986 года, во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова, состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино, в начале следующего года картина вышла в широкий прокат. Демонстрация «Покаяния» стала знаковым явлением Перестройки в СССР.
В картине «Покаяние», по словам режиссера, он стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссера, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своем деде.
Фильм также был показан на кинофестивалях в СССР и за рубежом, где завоевал множество почетных наград. На Каннском кинофестивале 1987 года фильм получил четыре премии: специальный гран-при приз жюри, приз актеру Автандилу Махарадзе, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1988 году фильм был награжден премией «Ника» в шести номинациях, в том числе, как Лучший фильм.
Работы режиссера отличало сочетание общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов, многие его фильмы — экранизация грузинской литературы. За яркость и выразительность образов его картины сравнивались с произведениями Нико Пиросмани и Питера Брейгеля.
В последние годы жизни не снимал кино.
Народный депутат СССР (1989-1991).
Умер 6 марта 1994 года в Тбилиси. Похоронен в Дидубийском пантеоне.
Личная жизнь Тенгиза Абуладзе:
Жена — Мзия Махвиладзе, актриса, играла в Тбилисском театре имени Марджанишвили, она снялась в фильме «Покаяние» (ее героиня ищет на сосновых спилах весточку от сына из ГУЛАГа).
В браке родились дочь Кетеван, а также сыновья Гия (архитектор), Каха (архитектор), Иракли (юрист).
Внуки: Георгий, Мариам, Тамара.
Мзия Махвиладзе — жена Тенгиза Абуладзе
Режиссерские работы Тенгиза Абуладзе:
1955 — Лурджа Магданы (მაგდანას ლურჯა)
1958 — Чужие дети
1962 — Я, бабушка, Илико и Илларион (მე, ბებია, ილიკო და ილარიონი)
1967 — Мольба (Plea, The)
1971 — Ожерелье для моей любимой
1976 — Древо желания (Tree Of Desire)
1984 — Покаяние (მონანიება)
Сценарии Тенгиза Абуладзе:
1958 — Чужие дети
1962 — Я, бабушка, Илико и Илларион (მე, ბებია, ილიკო და ილარიონი)
1966 — Кто придумал колесо?
1967 — Мольба (Plea, The)
1971 — Ожерелье для моей любимой
1976 — Древо желания (Tree Of Desire)
1984 — Покаяние (მონანიება)
Награды и звания Тенгиза Абуладзе:
— Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961);
— Народный артист Грузинской ССР (1966);
— Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1972);
— Народный артист СССР (1980);
— Государственная премия Грузинской ССР им. Шота Руставели (1979);
— Ленинская премия (1988) — за трилогию художественных фильмов «Мольба» (1968), «Древо желания» (1976), «Покаяние» (1984) производства киностудии «Грузия-фильм»;
— Орден «Знак Почета» (1971);
— Орден Трудового Красного Знамени (1976);
— МКФ в Канне (Специальное упоминание на конкурсе короткометражных фильмов как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», фильм «Лурджа Магданы», 1956);
— МКФ в Эдинбурге (Почетный диплом, фильм «Лурджа Магданы», 1956);
— МКФ в Хельсинки (Диплом, фильм «Чужие дети», 1959);
— МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Чужие дети», 1959);
— МКФ в Порретта-Терме (Приз, фильм «Чужие дети», 1960);
— МКФ короткометражных фильмов в Тегеране (Приз, фильм «Чужие дети», 1960);
— МКФ в Братиславе (Диплом I степени, фильм «Я, бабушка, Илико и Илларион», 1964);
— ВКФ в Тбилиси (Диплом и Премия «За вклад в разработку жанра кинокомедии», фильм «Ожерелье для моей любимой», 1972);
— МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Главный приз, фильм «Мольба», 1974);
— ВКФ в Риге (Главная премия, фильм «Древо желания», 1977);
— МКФ в Тегеране (Пластина «Золотой тур» за режиссуру, фильм «Древо желания», 1977);
— МКФ в Карловых Варах (Специальный приз, фильм «Древо желания», 1978);
— Национальная кинопремия Италии «Давид ди Донателло» (За лучший зарубежный фильм года на экранах Италии, фильм «Древо желания», 1979);
— Международный фестиваль романтических фильмов в Кабурге (Франция) (Приз, фильм «Древо желания», 1983);
— ВКФ в Киеве (Приз и Диплом за лучшую кинокомедию, фильм «Ожерелье для моей любимой», 1984);
— ВКФ в Тбилиси (Главный приз, фильм «Покаяние», 1987);
— МКФ в Канне (Гран-при, фильм «Покаяние», 1987);
— МКФ в Канне (Приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), фильм «Покаяние», 1987);
— МКФ в Канне (Приз экуменического (христианского) жюри, фильм «Покаяние», 1987);
— МКФ в Чикаго (Специальный приз, фильм «Покаяние», 1987);
— Премия «Ника» в номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа» (совм. с Н. Джанелидзе и Р. Квеселава) (фильм «Покаяние», 1987);
— Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (фильм «Покаяние», 1988)