Вячеслав Михайлович Гордеев. Родился 3 августа 1948 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1976). Народный артист РСФСР (1982). Народный артист СССР (1984).
Вячеслав Гордеев родился 3 августа 1948 года в Москве.
Отец — Михаил Васильевич Гордеев, инженер-авиатор, во время войны был сотрудником в конструкторском бюро Тушинского машиностроительного завода.
Мать — Любовь Николаевна Гордеева, во время Великой Отечественной войны была инженером-нормировщиком Тушинского машиностроительного завода, работала в Берлине после войны.
С ранних лет Вячеслав занимался музыкой, к которой его приобщила мама, которая сама любила музицировать и хорошо пела. Из Берлина она привезла сыну трофейный аккордеон, на котором он учился играть. Кроме того, активно занимался спортом — все свое свободное время проводил на стадионе рядом с Лодочной улицей, где жила его семья.
В возрасте 10 лет Вячеслав Гордеев увидел по телевизору фильм-балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой. Он вспоминал, что не мог оторваться от маленького черно-белого экрана. Затем стал уговаривать маму отвести его в танцевальный кружок. Несмотря на то, что мама видела его музыкантом, тем не менее позволила посещать балетную студию. Гордеев начал заниматься в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино (сейчас это Дворец культуры, база хореографического училища «Гжель»). На занятия он ездил на велосипеде с дачи на Истре.
Но танцором он мог и не стать: мать планировала отдать Вячеслава в Суворовское училище, чтобы он стал военным дирижером. Он выдержал сложнейшие экзамены, получил документы о зачислении в Суворовское. Затем они с мамой решили прогуляться по центру Москвы. На улице Пушечной увидели объявление о дополнительном наборе особо одаренных детей на интенсивное шестилетнее обучение в хореографическое училище. Вячеслав Гордеев вспоминал: «Уговорил маму попробовать: «Мы же ничего не теряем, мне так нравится танцевать, документы — с нами»… Записались на просмотр, долго ждали, когда вызовут. Приемной комиссии я понравился и стал одним из трех счастливчиков, которых зачислили. Экзамен держали шестьсот ребят. Мне казалось, что в классе я первый, и все школьные годы пытался удерживать это лидерство. Улучшаться хотел все время, неудержимо тянуло к рекордам, да и интересно было… Класс повторял два-три раза в день — так советовал мой замечательный педагог Петр Пестов. Выполнял в день не менее тысячи прыжков — «воспитывал» ноги».
В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу Петра Пестова.
В 1968-1989 годах — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством Алексея Варламова. «В Большом меня определили в класс к уникальному наставнику — Алексею Варламову, с ним я готовил свои роли. Дебютной сольной партией стал Арлекин в «Щелкунчике». Самым сложным оказался первый кувырок — на позвоночнике вскочила шишка. Делал вместо трех пируэтов — десяток, между ними «блинчики»», — вспоминал Гордеев.
В 1973-1985 годах — постоянный сценический партнёр балерины Надежды Павловой, которая также стала и его женой.
Партии Вячеслава Гордеева в Большом театре:
- «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер Ю. Григорович — Арлекин;
- картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан;
- «Жизель» А. Адана, редакция Л. Лавровского — вставное па де де;
- «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров — Кузнечик;
- опера «Аида» Дж. Верди, хореография Р. Захарова — Арапчонок;
- «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Григорович — Пастух;
- «Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция А. Мессерера — па де труа;
- «Икар» С. Слонимского, балетмейстер В. Васильев — Юноша (первый исполнитель);
- «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Базиль;
- «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер Ю. Григорович — Щелкунчик-принц;
- «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович — Ферхад;
- «Спящая красавица» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича — Принц Дезире;
- «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Григорович — Спартак;
- «Жизель» А. Адана, редакция Л. Лавровского — Альберт;
- «Любовью за любовь» Т. Хренникова, балетмейстер В. Боккадоро — Клавдио;
- «Икар» С. Слонимского, балетмейстер В. Васильев — Икар;
- «Эти чарующие звуки» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта и Ж. Рамо, балетмейстер В. Васильев;
- «Ангара» А. Эшпая, балетмейстер Ю. Григорович — Сергей;
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович — Ромео (первый исполнитель);
- картина «Тени» из балета «Баядерка», хореография М. Петипа — Солор;
- «Деревянный принц» Б. Бартока, балетмейстер А. Петров — Принц (первый исполнитель);
- «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Юноша;
- «Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича — Принц Зигфрид;
- «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, балетмейстер В. Вайнонен — Филипп.
Неоднократно участвовал в гастролях за рубежом.
танцуют Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова
В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя, «Встреча» на музыку М. Таривердиева, телебалет «Поэмы» на музыку Ф. Листа, состоящий из 3 новелл: «Гамлет», «Мазепа», «Орфей и Эвридика», совместно с Б. Е. Барановским, где исполнил главные мужские партии. В 1982 году поставил номер «Гусляр» на музыку В. Кикты, в 1983, совместно с балетмейстером Б. Е. Барановским — две миниатюры для своих творческих вечеров с Н. Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С.В. Рахманинова.
В 1983 году окончил факультет журналистики Московского университета им. М. Ломоносова.
В 1987 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства).
В 1984 году возглавил Ансамбль классического балета («Московский балет») Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года, в 1997-2007 и с 2008 года.
В 1993-1998 годах вёл курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, с 1998 — профессор кафедры хореографии Государственной академии славянской культуры (Москва).
В 1995-1997 годах был художественным руководителем балета Большого театра, поставил спектакли: «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского; «Последнее танго» на музыку А. Пьяццоллы; «Мираж» на музыку В. Моцарта. «Когда возглавил балет Большого театра, передо мной поставили конкретную задачу — освободить труппу от артистов пенсионного возраста. Имя Надежды Павловой открывало этот список. Я же всех народных артистов СССР оставил, а Павловой дал станцевать премьеру «Сильфиды» — спектакля, о котором мечтал сам», — рассказывал Гордеев.
В 1996 году был режиссёром-постановщиком юбилейного концерта балерины Ольги Лепешинской в Большом театре.
В 2003-2006 годах был художественным руководителем балета Екатеринбургского театра оперы и балета, поставил спектакли: «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова; «Щелкунчик» П. Чайковского; «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина; «Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. Фокина; «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского.
В 2004 году выступил хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр С. Н. Арцибашев).
Член Комиссии по хореографии Союза театральных деятелей РФ. Неоднократно выступал в качестве председателя жюри международных конкурсов артистов балета — в Японии (Осака), Корее, Душанбе.
С 1999 года — официальный представитель Фонда Рудольфа Нуриева в России и странах СНГ.
В 2005 году открыл школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 2010 году учредил некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева».
В 2016 году заявил о самостоятельном строительстве балетной школы на собственном дачном участке в поселке Валентиновка, так как «всем нравится моя идея, но деньги под нее никто не дает».
Общественно-политическая позиция Вячеслава Гордеева
В 2007-2011 годах — депутат Московской областной думы IV созыва от партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма.
В 2014 году подписал Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.
Личная жизнь Вячеслава Гордеева:
Его первой любовью была итальянка — Анна-Мария Гросси, которая по обмену училась вместе с ним в хореографическом училище. Ради ее он начал осваивать итальянский язык. Он вспоминал: «С Анной-Марией Гросси у нас сложились серьезные отношения, во всяком случае, мне тогда так казалось. Случилась первая любовь». Но потом его взяли в Большой театр, а она уезжала домой. «Я отправился ее провожать в Шереметьево, и кто-то довел до сведения руководства театра, как нежно мы прощались. Тогда меня решили притормозить с гастрольными поездками — вдруг сбегу?».
Трижды был женат.
Первая жена — Надежда Васильевна Павлова, советская и российская балерина, педагог, народная артистка СССР. Были женаты в 1975-1986 годах.
На момент их знакомства ему было 25, а Павловой — 18. При его участии Надежду взяли в Большой театр, где она станцевала «Жизель». На следующий день они сочетались браком, гуляли свадьбу в «Метрополе», куда пришли 80 гостей. Ради Павловой он перестал танцевать с другими партнершами.
Их пара считалась одной из самых красивых в советском балете, и при этом одной из самых успешных. Им завидовали. Против них интриговали. «Целая кампания была, чтобы нас развести, — ну и развели. Нас долго держала профессия — хотелось быть самыми лучшими. Профессия же нас и разлучила — безумно тяжело оказалось постоянно быть вместе и на сцене, и дома. Наша жизнь была как натянутая струна, и стоило чуть задеть — она лопнула», — говорил Гордеев.
Развелись после того, как у Павловой начался роман с психотерапевтом Константином Окулевичем, у которого она лечилась от депрессий (позже Окулевич стал ее вторым мужем). При этом во время развода, как считает Гордеев, Павлова поступила с ним непорядочно: «Дело в том, что в этот период у меня была возможность выехать в Аргентину — эти гастроли для ансамбля «Московский балет» я долго пробивал. Поэтому попросил Надю не сообщать в театре о разводе, пока мы не уехали. А она сразу все доложила. Поездку отменили, а у меня в тот день в первый раз схватило сердце. Я понял: если человек может предать в этом, то и в остальном на него тоже нельзя положиться».
Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова
Вторая жена — Майя Саидова (Гордеева), заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет».
В браке родились дочь Любовь (1993 г.р.) и сын Дмитрий (1995 г.р.).
Вячеслав Гордеев и вторая жена Майя Саидова с детьми
Третья жена — Оксана Золотарева, пианистка, звукорежиссер. Она на 26 лет младше его.
У пары родились два сына — Никита (2005 г.р.) и Александр (2009 г.р.).
Вячеслав Гордеев и третья жена Оксана Золотарева с детьми
Фильмография Вячеслава Гордеева:
1977 — Дуэт молодых (фильм-концерт)
1980 — Большой балет (фильм-концерт)
1980 — Сицилианская защита — Слава, партнёр Зины Лебедевой
1981 — Поэмы (фильм-балет) — главные мужские партии
1991 — Интервью в зарубежном антракте (фильм-концерт)
2005 — «Александр Годунов. Побег в никуда» (документальный)
Награды и звания Вячеслава Гордеева:
— Заслуженный артист РСФСР (25 мая 1976 года) — за заслуги в развитии советского искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
— Народный артист РСФСР (28 апреля 1982 года) — за заслуги в области советского хореографического искусства;
— Народный артист СССР (13 декабря 1984 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства;
— Премия Ленинского комсомола (1975);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 сентября 1999 года) — за большой вклад в укрепление экономики, развитие социальной сферы и многолетний добросовестный труд;
— Орден Трудового Красного Знамени (14 августа 1991 года) — за заслуги в развитии советского хореографического искусства;
— Почётная грамота Президента Российской Федерации (30 мая 2018 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
— Благодарность Президента Российской Федерации (15 января 2004 года) — за большие заслуги в развитии отечественного балета;
— Премия Правительства Российской Федерации им. Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства РФ за 2004 год (2005);
— Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (II премия, 1972);
— Лауреат II Международного конкурса артистов балета в Москве (I премия, 1973);
— Приз «Лучший хореограф года» (Ассоциация западноевропейских импресарио, 1992);
— Специальный приз М. Бежара «Лучшему хореографу конкурса» — за хореографический номер «Инструктаж авиапассажиров перед полётом в Теннесси» на музыку ансамбля «Манхэттен Трансфер» (Открытый конкурс артистов балета России конкурс «Арабеск-92», Пермь, 1992);
— Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета» (1996);
— Орден Петра Великого 1-й степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие искусства» (2006);
— Орден общественного признания граждан РФ «Польза честь и слава» (2015).