Владислав Иванович Пьявко. Родился 4 февраля 1941 года в Красноярске — умер 6 октября 2020 года в Москве. Советский и российский оперный певец (лирико-драматический тенор), актер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1983). Народный артист Кыргызстана (1993).
Владислав Пьявко родился 4 февраля 1941 года в Красноярске.
Мать — Нина Кирилловна Пьявко, родилась в Сибири, из кержаков, работала в конторе треста «Енисей-золото».
Своего отца он не знал.
Жил с матерью в поселке Таежный Канского района Красноярского края. Там же пошел в школу и начал обучаться игре на аккордеоне, брал частные уроки у одного из ссыльных поселенцев.
Позже они с матерью уехали в Норильск. Там в числе политзаключенных находился друг юности его мамы Николай Маркович Бахин. До войны он был механиком сахарного завода, во время войны летчиком-истребителем, дослужился до генерала. После взятия Кенигсберга советскими войсками был разжалован и сослан в Норильск как «враг народа». В Норильске, будучи политзаключенным, принимал активное участие в разработке и строительстве механического завода, серно-кислотного цеха и коксохимического завода, на котором и был до своего освобождения начальником мехслужбы. Освобожден после смерти Сталина без права выезда на материк. Выезд на Большую землю ему был разрешен только в 1964 году.
Николай Маркович Бахин стал мужем его матери и отчимом Владислава Пьявко, которого воспитывал как своего собственного сына. Оказал большое влияние на его мировоззрение.
В Норильске Пьявко несколько лет учился в средней школе № 1. Старшеклассником вместе со всеми закладывал новый стадион «Заполярник», Комсомольский парк, рыл котлованы под будущую Норильскую телестудию, в которой позже ему довелось поработать кинооператором-хроникером.
Активно занимался спортом. Владислав Пьявко — мастер спорта по классической борьбе, чемпион Сибири и Дальнего Востока среди юношей в конце 1950-х годов в легком весе.
Затем пошел работать, окончил норильскую школу рабочей молодежи. Трудился шофером Норильского комбината, внештатным корреспондентом «Заполярной правды», художественным руководителем театра-студии Клуба шахтеров и даже статистом городского Театра драмы имени В.В. Маяковского (там же в начале 1950-х работал будущий народный артист СССР Георгий Жженов).
В Норильске окончил музыкальную школу по классу аккордеона.
После окончания школы рабочей молодежи Владислав Пьявко пытался поступить на актерский факультет во ВГИК, но неудачно. Подавал документы на Высшие режиссерские курсы «Мосфильма». В итоге прямо с экзаменов ушел в военкомат и попросил, чтобы его направили в военное училище. Попал в Коломенское ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище.
Во время обучения в военном училище Владислав Пьявко увлекся вокалом. В июне 1959 года, во время курсантского отпуска случайно попал в Большой театр на спектакль «Кармен» с участием И. Архиповой и М. дель Монако. С этого дня решил стать артистом. В 1960 году, уволившись из армии, снова поступал во все театральные вузы Москвы: Школу-студию МХАТ, Театральное училище им. Б. Щукина и Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, во ВГИК, но везде терпел неудачу.
С 1960 по 1965 год учился в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) по классу пения у С. Я. Ребрикова.
После окончания училища в 1965 году выдержал огромный конкурс в стажёрскую группу Большого театра — из 300 претендентов были приняты всего 6. В ноябре 1966 года участвует в премьере Большого театра «Чио-Чио-сан», исполняя партию Пинкертона. Главную партию на премьере исполняла Галина Вишневская.
Владислав Пьявко в молодости
В 1967 году его направляют на двухгодичную стажировку в Италию, в театр «Ла Скала», где он занимается у Ренато Пасторино и Энрико Пьяцца. Состав стажеров театра «Ла Скала» от СССР был, как правило, многонациональным. В эти годы с Владиславом Пьявко стажировались Вацис Даунорас (Литва), Зураб Соткилава (Грузия), Николай Огренич (Украина), Ирина Богачева (Ленинград), Гедре Каукайте (Литва), Борис Лушин (Ленинград), Болот Минжилкиев (Киргизия). В 1968 году Владислав Пьявко вместе с Николаем Огреничем и Анатолием Соловьяненко принимает участие в Днях культуры Украины во Флоренции в театре «Коммунале».
В 1969 году после окончания стажировки в Италии он едет с Николаем Огреничем и Тамарой Синявской на Международный конкурс вокалистов в Бельгию, где завоевывает 1-е место и малую золотую медаль среди теноров вместе с Н. Огреничем. А в борьбе финалистов «по голосам» за Гран при завоевывает 3-е место. В 1970 году — серебряная медаль и 2-е место на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. С этого момента начинается интенсивная работа Пьявко в Большом театре.
В 1966-1989 годах — солист Большого театра СССР.
Репертуар Владислава Пьявко:
- «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Распорядитель, Герман;
- «Иван Сусанин» М. И. Глинки — Русский воин;
- «Аида» Дж. Верди — Гонец, Радамес;
- «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Молодой парень;
- «Мазепа» П. И. Чайковского — Искра, Андрей;
- «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — Пинкертон;
- «Кармен» Ж. Бизе — Хозе;
- «Тоска» Дж. Пуччини — Каварадосси;
- «Трубадур» Дж. Верди — Манрико;
- «Хованщина» М.П. Мусоргского — Андрей Хованский;
- «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова — Михайло Туча;
- «Мёртвые души» Р. К. Щедрина — Ноздрёв;
- «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова — Гришка Кутерьма;
- «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Самозванец, Шуйский;
- «Иоланта» П. И. Чайковского — Водемон;
- «Русалка» А. С. Даргомыжского — Князь;
- «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова — Гвидон;
- «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова — Алексей;
- «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича — Сергей;
- «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева — Кукушкин;
- «Орлеанская дева» П. И. Чайковского — Карл VII;
- «Гульельмо Ратклифф» П. Масканьи — Гульельмо Ратклифф;
- «Норма» В. Беллини — Поллион;
- «Отелло» Дж. Верди — Отелло;
- «Сельская честь» П. Масканьи — Туридду;
- «Паяцы» Р. Леонкавалло — Канио;
- «Федора» У. Джордано — Лорис;
- «Октябрь» В. И. Мурадели — Рыбак;
- «Неизвестный солдат» («Брестская крепость») К. В. Молчанова — Радист.
Владислав Пьявко в опере «Кармен»
Владислав Пьявко относится к наиболее ярким представителям российского оперного искусства. Его исполнение ведущих партий тенорового репертуара на сцене Государственного академического Большого театра относится к числу наиболее запоминающихся страниц истории прославленного театра.
Певец много гастролировал по стране и за рубежом. Участник многих международных фестивалей как оперной, так и камерной музыки. Голос певца слышали аудитории Греции и Англии, Испании и Финляндии, США и Кореи, Франции и Италии, Бельгии и Азербайджана, Нидерландов и Таджикистана, Польши и Грузии, Венгрии и Киргизии, Румынии и Армении, Ирландии и Казахстана, многих других стран. Выступления на зарубежных сценах, где в числе его партнерш были такие звезды мировой оперной сцены, как Г. Димитрова, Р. Кабайванска, А. Томова-Синтова, Б. Линдхольм, И. Токоди, и другие, немало способствовали утверждению международного престижа отечественной вокальной школы и оперного исполнительства.
Мировой сенсацией стало исполнение Владиславом Пьявко сложнейшей главной партии в опере П. Масканьи «Гульельмо Ратклифф» в оперном театре города Ливорно (Италия). Эта партия считается практически недоступной для исполнения — за более чем сто лет с момента написания оперы российский тенор стал лишь четвертым исполнителем партии Гульельмо, за что в 1984 году был удостоен именной золотой медали «Владислав Пьявко — Великий Гульельмо Ратклифф» и Диплома города Ливорно, а также серебряной медали Пьетро Масканьи общества «Друзья оперы». Он стал первым русским тенором, получившим золотую именную медаль в Италии, на родине теноров, за исполнение оперы итальянского композитора.
В 1989 году Пьявко становится солистом Государственной немецкой оперы (Staatsoper, Берлин).
С участием Пьявко записаны оперы, составляющие основной пласт русского оперного репертуара, такие, как «Борис Годунов» (авторская редакция) и «Хованщина» М. Мусоргского, «Мазепа» и «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова. Запись «Хованщины» удостоена приза Французской академии грамзаписи. Запись оперы Р. Щедрина «Мертвые души» также получила высокую оценку мировой музыкальной критики и была удостоена приза «Critic Choice» (Англия).
Соавтор сценария и один из режиссеров художественного музыкального фильма «Ты мой восторг, мое мученье…», в котором он также исполнил главную роль.
Владислав Пьявко — Песня Лёньки
В 1980-1985 годах преподавал в ГИТИСе на кафедре сольного пения факультета артистов музыкальных театров. За это время он воспитал нескольких певцов, среди которых — рано ушедший из жизни Вячеслав Шувалов, который исполнял народные песни и романсы, был солистом Всесоюзного радио и телевидения; Николай Васильев стал ведущим солистом Большого театра СССР, заслуженным артистом РСФСР; Людмила Магомедова два года стажировалась в Большом театре, а затем была принята по конкурсу в труппу Государственной немецкой оперы в Берлине на ведущий сопрановый репертуар (Аида, Тоска, Леонора в «Трубадуре»); Светлана Фурдуй несколько лет была солисткой Казахского оперного театра в Алма-Ате, затем уехала в Нью-Йорк.
Неотъемлемой частью творчества Владислава Пьявко всегда были песни народов мира — русские, итальянские, украинские, бурятские, испанские, неаполитанские, каталонские, грузинские… С Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под управлением народного артиста СССР Николая Некрасова он гастролировал во многих странах мира и записал две сольные пластинки испанских, неаполитанских и русских народных песен.
Член жюри Международного конкурса вокалистов имени М. Глинки, Первого открытого конкурса вокальной музыки имени Г. Свиридова, член оргкомитета Международного конкурса камерных ансамблей имени С. Танеева.
Являясь первым вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой, В.И. Пьявко занимается организацией многочисленных концертов-представлений молодых российских певцов, просветительных акций, музыкальных фестивалей, благотворительных концертов, звукозаписей. Широкую известность получил руководимый им проект «Владислав Пьявко и компания. Парад теноров», в рамках которого молодые солисты подготовили три программы классической вокальной музыки и программу военных песен и песен о Великой Отечественной войне.
Проект под художественным руководством Владислава Пьявко «Русская камерная вокальная лирика — от Глинки до Свиридова», в котором молодые солисты оперных театров и концертных организаций Москвы на протяжении двух сезонов подготовили девять программ русского классического романса, не только явился яркой творческой акцией, но и имел огромное просветительное значение.
Яркими событиями музыкальной жизни Москвы с 2001 года являются ежегодные торжественные церемонии вручения премий Фонда Ирины Архиповой. Они сопровождаются интересными музыкальными программами, художественным руководителем и режиссером-постановщиком которых является Владислав Пьявко. К участию в программах привлекаются ведущие мастера исполнительского искусства и творческая молодежь из регионов России. Таковы исполнения композиций по операм «Набукко» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини (Большой зал Консерватории), Гранд гала к 200-летию М. Глинки (сцена Государственного академического Малого театра), Гранд гала «В честь Архиповой» в Государственном академическом Большом театре России и другие.
Пьявко выступил организатором и художественным руководителем гала-концерта в Большом зале Московской консерватории лауреатов двух вокальных конкурсов — ХХI Международного конкурса вокалистов имени Глинки и III Международного конкурса вокалистов имени Бюль-Бюля. Этот проект возвращает к жизни практику масштабного представления столичной публике и музыкальной общественности молодых вокалистов, завоевавших награды на международных конкурсах.
Владислав Пьявко осуществляет художественное руководство оперными фестивалями в Челябинске и Якутске, оказывает постоянную консультационную помощь музыкальным театрам и учебным заведениям российских регионов, проводит мастер-классы, работает в государственных экзаменационных комиссиях.
Певец является главным редактором Издательства Фонда Ирины Архиповой, где успешно осуществляется выпуск книжной серии «Жемчужины мира музыки», в которой уже вышли в свет книги о С. Лемешеве, И. Яунзем, Н. Казанцевой, А. Орфенове. Академик Международной академии творчества (с 1992).
Автор книги «Тенор… (Из хроники прожитых жизней)» и большого количества стихотворений.
Летом 2016 года на сцене «Геликон-опера» Владислав Пьявко отметил сразу два юбилея: собственное 75-летие (случившееся в феврале) и 50-летие творческой деятельности. В финале представления, в заключительной сцене «Кармен», его партнерша в роли Кармен Ксения Вязникова вышла на сцену в том самом оригинальном платье, в котором когда-то пела Кармен вместе с Пьявко в Большом Елена Образцова. Также почтили память великой жены Пьявко — Ирина Архипова часто появлялась на экране.
В 2018 году был председателем жюри Конкурса вокалистов им. Н.А. Обуховой в Липецке.
19 сентября 2019 года во Владимирском академическом театре драмы состоялась премьера пьесы «Исповедь тенора». Автором пьесы и исполнителем главной роли является Владислав Пьявко. Этот спектакль в жанре фантасмагории — уникальный эксперимент. Режиссёр-постановщик — Александр Мягченков.
В 2016 и 2019 годах создал на экране образ министра внутренних дел Николая Анисимовича Щёлокова в популярных детективах «Шакал» и «Мосгаз. Новое дело майора Черкасова».
Последний раз вышел на сцену 30 сентября 2020 года в Тюмени на открытии ХХХ фестиваля «Алябьевская осень». Артист вышел перед публикой с неаполитанской песней композитора Каннио «Влюбленный солдат».
Умер 6 октября 2020 года.
Личная жизнь Владислава Пьявко:
Неоднократно был женат.
В первых браках родились дочери Людмила и Василиса, а также сын Матвей.
Дочь Василиса Владиславовна Пьявко (род. 28 апреля 1970) — актриса Московского театра имени М.Н. Ермоловой.
Жена — Ирина Константиновна Архипова (урожденная Ветошкина; 2 января 1925 — 11 февраля 2010), советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1984). Народная артистка СССР (1966). Кавалер трёх Орденов Ленина (1971, 1976, 1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии РФ (1997).
Несмотря на разницу в возрасте (она была старше на 16 лет), вместе они выступали на сцене и счастливо прожили в браке более 40 лет.
Как вспоминал Пьявко, только появившись в Большом театре, он пытался ухаживать за Галиной Вишневской. Но когда увидел Ирину Архипову, то переключил свое внимание на нее. Из-за этого две оперные певицы даже чуть не подрались. Вишневскую жутко оскорбило, что Пьявко сделал выбор не в ее пользу. И однажды между двумя гранд-дамами случился жесткий разговор, в ходе которого Архипова не выбирала выражений. Уязвленная Галина пожаловалась на Ирину в партком, после чего Архипову вызвали на собрание с требованием публично извиниться.
Владислав Пьявко и Ирина Архипова
Спустя пять лет после смерти Ирины Архиповой у Владислава Пьявко вспыхнула страсть к молодой цыганке по имени Верига — его ученице. «Я без памяти влюбился в 18-летнюю и даже хотел застрелиться после нашего расставания», — признавался он. Певец рассказывал, как, сгорая от страсти, по ночам писал ей стихи. Их отношения продолжались до тех пор, пока об этом не узнали родители девушки, которые запретили ей видеться с Пьявко.
Однако артист выпустил сборник своих стихов, поместив на обложку фотографию Вериги.
цыганка Верига — возлюбленная Владислава Пьявко
Фильмография Владислава Пьявко:
1982 — Путешествие будет приятным — певец
1983 — Ты мой восторг, мое мученье… — Николай Бахин
2002 — Жизнь Дездемоны. Ирина Скобцева (документальный)
2007 — Валерий Золотухин. Очень личное (документальный)
2016 — Шакал — Николай Анисимович Щёлоков, министр внутренних дел
2019 — Мосгаз. Новое дело майора Черкасова — Николай Анисимович Щёлоков, министр внутренних дел
Вокал Владислава Пьявко в кино:
1968 — Огоньки (фильм-спектакль)
Сценарии Владислава Пьявко:
1983 — Ты мой восторг, мое мученье…
Награды и звания Владислава Пьявко:
— 1-я премия и малая золотая медаль среди теноров на Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969) (совм. с Н. Огреничем);
— 3-я премия в розыгрыше Гран-при Международного конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969);
— 2-я премия Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1970);
— Заслуженный артист РСФСР (1975);
— Народный артист РСФСР (1978);
— Народный артист СССР (1983);
— Народный артист Кыргызской Республики (9 июня 1993) — за большой вклад в развитие и пропаганду музыкального искусства, подготовку и воспитание творческой молодёжи;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999);
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «В память 850-летия Москвы»;
— Почётная грамота Президента Российской Федерации (2009);
— Золотая именная медаль «Владислав Пьявко — Великий Гульельмо Ратклифф» и Диплом города Ливорно (Италия, 1984);
— Серебряная медаль Пьетро Масканьи общества «Друзья оперы» за исполнение теноровой партии в опере итальянского композитора П. Масканьи «Гульельмо Ратклифф» (Италия, 1984);
— Приз «Жар-птица» за участие в фестивале «Певческое бьеннале: Москва — Санкт-Петербург» (1995);
— Премия города Москвы в области литературы и искусства (2004);
— Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» (2008);
— Награда «Золотая плака Чистернино» за партию Каварадосси и серию концертов оперной музыки на юге Италии;
— Знак Почёта Российской общественной академии голоса;
— Почётный гражданин Норильска (2008)